Перейти к основному содержанию
x

 Противодействие религиозному экстремизму и терроризму

        Согласно официальной статистике сегодня удельный вес молодёжи в республике в возрасте от 14 до 29 лет составляет 27,5% от общей численности всего населения, или более 4,5 млн человек.
         Религиозная ситуация в молодежной среде характеризуется следующим.
        Во-первых, в последние годы отмечается активный рост интереса молодежи к духовным традициям вообще, к религии – в частности. Прослеживается рост динамики религиозности молодежи. Данные социологических исследований показывают, что если в 2003 г. в республике доля молодых людей назвавших себя «религиозными» составляла 38,7%, то по результатам 2017 г. – 73,9%. То есть за 10 лет процент религиозности молодежи практически удвоился.
        Результаты исследования свидетельствуют о том, что на современном этапе религия в жизни большинства молодых людей играет значимую роль, при этом отмечается ее позитивное влияние на мировоззрение молодежи, восприятие социальной действительности. Как правило, верующие (вне зависимости от глубины своей религиозности) демонстрируют более позитивное отношение к жизни, отличаются терпением, ориентацией на семейную жизнь, здоровье и социальное благополучие. В качестве позитивной тенденции можно отметить то, что качество и степень религиозности молодых людей имеют высокую степень взаимосвязи с культурой и традициями общества и семьи, а также тесно связаны с религиозностью их родителей. По мнению 70% опрошенных, подлинная религиозность заключена в рамки этнокультурной идентичности и передается из поколения в поколение.
         Детализация уровня религиозности молодежи в зависимости от качественных параметров и глубины веры позволяет отметить, что доминантой в молодежной среде Акмолинской области выступает пассивная религиозность, для которой характерно неполное исполнение религиозных предписаний и минимальный уровень участия в жизни религиозной общины.
       Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть молодежи не имеет достоверных и авторитетных источников получения информации по вопросам религии. Ведущие позиции здесь занимают СМИ (в первую очередь, интернет и телевидение) и близкое окружение (друзья, родственники и т.п.), что позволяет говорить о высокой вероятности искажения информации, поступающей к реципиентам посредством избирательности и клиповости предоставления материалов. В отношении нетрадиционных религиозных объединений население чаще всего руководствуется общепринятыми стереотипами и оценочными суждениями других людей. Вызывает тревогу, что в качестве источников информации практически не фигурируют учебные заведения (преподаватели, лекторы), информационно-разъяснительные группы, государственные органы (организующие большое число мероприятий различного характера).
         В этом контексте стоит отметить, что молодые граждане страны могут быть легко втянуты в те или иные религиозные секты деструктивного толка. Причиной чего являются не только причины объективного характера (юношеский максимализм, духовный поиск), но отсутствие или неэффективность мер, связанных с информационной безопасностью, когда в обществе может быть легко распространена любая информация религиозного характера.
         Следовательно, чтобы предотвратить возможное вовлечение молодежи в секты, носящие деструктивный характер, в первую очередь необходима разработка и реализация мер системного характера, связанных с воспитанием молодых людей, начиная со школьной семьи до (и включая) студенческого периода, сюда входит не только религиозное образование, но в целом, меры, способствующие социализации, самореализации молодых граждан страны.
     Во-вторых, в последнее время, как во всем  мире, так и в нашей стране наблюдается тревожная тенденция активного вовлечения молодежи и несовершеннолетних в деструктивные религиозные организации. Религиозные радикальные силы стали целенаправленно вовлекать в свои ряды именно молодежь. В этой связи молодые люди все чаще стали попадаться в хитро устроенные идеологические сети преступных элементов, в том числе – со стороны международных экстремистских субъектов. По сути, стало происходить укрепление деструктивных организаций молодыми, полными сил и энергии людьми.
     В-третьих, в результате активного влияния деструктивных организаций религиозность молодежи стала характеризоваться наличием определенной конфликтности. Соцопросы показывают, что среди верующей молодежи имеется теоретическая готовность принять участие в конфликтах для отстаивания интересов религиозной группы. Такую готовность проявляет примерно каждый 10-ый религиозный молодой человек.
        Следует констатировать, что имеет место проникновение в страну чуждой, имеющей явный или скрытый деструктивный потенциал, религиозной идеологии. На этом фоне наиболее опасными становятся проявления со стороны некоторой части верующего населения крайней формы агрессии и радикализма, обусловленных категорическим неприятием устоявшейся системы общественных отношений.
      В отдельных регионах страны наблюдается концентрация потенциальных очагов религиозного экстремизма. Увеличилось число молодых граждан, в силу определенных религиозных предубеждений противопоставляющих себя общественным устоям и традиционным ценностям.
     Поэтому чрезвычайно важным и необходимым является религиозная грамотность населения. А религиозная грамотность – это знания через обучение, просвещение и литературу. Великий казахский мыслитель Абай Кунанбаев сказал в словах назидания: «Человек – дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники». Соответственно государству очень важно уделять особое внимание воспитанию молодежи, созданию благоприятных условий для формирования физически и духовно здоровой и полноценной молодежной среды. Потому что только образованная, современно мыслящая, интеллектуально развитая и профессионально подготовленная молодежь может стать важнейшим условием и залогом качественного, динамичного и инновационного развития, может обеспечить достойное будущее нашей страны.
     Самый эффективный метод работы с людьми, чтобы они не попали под влияние различных экстремистских течений, – это грамотная и взвешенная просветительская работа. Население Казахстана, а особенно молодежь, должно быть своевременно информировано об угрозах и вызовах, которые несут в себе псевдорелигиозные течения. В частности, необходимо добиваться понимания молодежью истинных задач деструктивных религиозно-экстремистских организаций и групп, самое главное – угроз, которые они несут.
       Любая религия, в том числе ислам, не ограничивает стремления человека к познанию. Поэтому молодым людям нужно научиться дорожить своей юностью и временем, необходимо приложить максимальные усилия в получении образования и знаний по отраслям жизнедеятельности.
       Важно знать, помнить и почитать традиции своего народа. Казахская кочевая культура отличалась от других типов культур своей демократичностью. Ислам никогда не противопоставлялся другим верованиям или устоям и традициям общества. Наши предки, будучи вполне сознательными и осведомленными в вопросах веры, в то же время не превращали религию в формальную догму.
       Молодым людям следует быть предельно внимательными и осторожными в выборе духовных наставников. Не принимать слепо призывы лжепроповедников, взвешенно и рационально обдумывать свои действия и шаги, преломлять их через призму законности и общественных норм поведения и морали.

 

Помощник ректора Абжанов Н.Т.