Перейти к основному содержанию
x

Стратегия развития университета

Стратегический план

Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова

на 2017-2021 годы

Раздел 1. Миссия и видение

Миссия вуза: подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе полиязычных, востребованных на национальном и международном рынке труда.

Реализация этой миссии заключается в подготовке компетентных, социально ответственных и конкурентоспособных специалистов, владеющих современными технологиями, навыками научно-педагогической и исследовательской деятельности, в соответствии с текущими потребностями общества.

Видение: Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова – открытый миру и сотрудничеству с зарубежными учебными заведениями вуз с высокой материально-технической базой и развитой инфраструктурой, осуществляющий подготовку высокообразованных, конкурентоспособных, инновационно ориентированных специалистов.

Цель: cохранение и укрепление позиций университета как регионального центра высшего образования, развитие многоуровневой системы подготовки специалистов на основе интеграции образования, науки и производства с учетом принципов Болонского процесса.

Для реализации миссии и достижения цели Университету необходимо решить следующие задачи:

  • Модернизация организации образовательного процесса на основе совершенствования образовательных программ и технологий.
  • Совершенствование научно-исследовательской деятельности на основе вовлечения обучающихся в научные исследования, стимулирование инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава путем формирования научных школ нового формата.
  • Развитие кадрового потенциала и распространение лучших мировых образовательных практик.
  • Формирование новой организационной структуры Университета и повышение ее эффективности через развитие принципов  корпоративного управления и автономности.
  • Создание современной материально-технической инфраструктуры университета.

Раздел  2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития

Стратегическое направление 1. Подготовка кадров с высшим и послевузовским образованием

Образование – стратегический ресурс, формирующий интеллектуальный капитал страны. Этим обусловлено определение образования в качестве одного из важнейших приоритетов государственной политики во всех стратегиях развития Казахстана.

В Послании Президента Республики Казахстан  от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» большое внимание уделено роли  системы образования как центрального звена новой модели экономического роста.

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова является одним из старейших многопрофильных вузов северного региона Казахстана, осуществляющим вузовскую и послевузовскую подготовку высококвалифицированных специалистов. В своей деятельности КГУ руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Посланиями Президента Республики Казахстана, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Законом Республики Казахстан «О науке», Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, Стратегическим планом Министерства образования Республики Казахстан на 2017-2021 годы, стандартами и критериями институциональной и специализированной аккредитации, ГОСО и другими нормативными документами.

КГУ им. Ш. Уалиханова – это современное, активно развивающееся высшее учебное заведение с достойными традициями, большим потенциалом и широкими возможностями для реализации новых подходов к обучению, открывающими дорогу к решению сложных задач и достижению стратегических целей. В университете работают крупные учёные и опытные педагоги с многолетним стажем научно-педагогической деятельности. Численность профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) составляет 399 человек, в том числе – 21 доктор наук, 7 докторов PhD,  84 кандидата наук. Остепененность ППС составляет 32 %.

В течение 2016 года 177 (44,3 %) преподавателей прошли курсы повышения квалификации на базе вузов и предприятий РК. С 2011 года 70 преподавателей КГУ им. Ш. Уалиханова стали стипендиатами «Болашак». С 2016 года в университете функционирует Институт повышения квалификации.

В университете имеется лицензия на ведение образовательной деятельности по 53 специальностям бакалавриата, 28 специальностям магистратуры и 6 специальностям PhD - докторантуры. В 2016 году при университете открыт многопрофильный колледж по  пяти специальностям: учитель казахского языка  и литературы, учитель русского языка и литературы, учитель иностранных языков, учитель информатики, экономист – бухгалтер.

В 2014 году университет успешно прошел национальную институциальную аккредитацию. 60 образовательных программ бакалавриата и магистратуры аккредитованы Независимым агентством аккредитации и рейтинга сроком на пять лет, 6 образовательных программ прошли международную аккредитацию в агентстве ACQUIN.

В рамках программы развития полиязычного образования в КГУ им. Ш. Уалиханова сформированы полиязычные модульные образовательные программы по следующим специальностям: 5В010900 – Математика, 5В011000 – Физика, 5В011100 – Информатика, 5В011200 – Химия, 5В060800 – Экология, 5В011600 – География, 5В010200 – Педагогика и методика начального образования, 6М011300 – Биология.

На 1 января 2017 года контингент обучающихся по бакалавриату составил 4791 студент. По очной форме обучаются 2914 студентов, из них по государственному образовательному заказу – 1418, на платной основе – 1519. По заочной форме обучения контингент студентов составляет 1854, по гранту обучаются 29 студентов, на платной основе – 1825. Контингент обучающихся в магистратуре на 1 января 2017 года составил 196 человек, в т.ч. 101 человек – по государственному образовательному заказу (51,5%). Контингент обучающихся в докторантуре составляет 10 человек, из них 9 человек обучаются по гранту. Контингент обучающихся колледжа составил 105 человек.

На подготовительном отделении для лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан (диаспора), обучалось 89 человек по государственному заказу.

В 2016 году вузом было выпущено 1288 специалистов. Окончили университет по очной форме обучения 652 человека. Из них по гранту – 345 человек (56,2%), на платной основе – 337 человек. По заочной форме обучения окончили университет 547 человек. Из них по гранту – 29 человек, на платной основе – 518 человек. По магистратуре окончили университет 89 человек, из них по гранту – 37 человек, на платной основе – 49.

В целях повышения уровня подготовки желающих поступить в вуз создан отдел довузовского обучения.

Расширено право вуза в определении содержания образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Это повышает академическую свободу и мобильность вуза, позволяет учитывать особенности рынка труда конкретного региона в соответствующих кадрах.

По результатам республиканской предметной студенческой олимпиады студенты университета заняли 22 призовых места. В международных студенческих олимпиадах приняли участие 4 команды университета и заняли два вторых и одно третье место. Магистранты педагогических специальностей заняли третье место в республиканской олимпиаде среди магистрантов.

Развивается академическая мобильность студентов и преподавателей на основе принятой Стратегии академической мобильности Казахстана до 2020 года и Стратегии интернационализации и академической мобильности вуза до 2020 года. За 4 года более 50 студентов и магистрантов прошли обучение в зарубежных вузах.

К реализации совместных образовательных и исследовательских программ привлекаются зарубежные ученые. За 3 года приглашено более 15 зарубежных ученых и преподавателей из вузов Европы, США, Российской Федерации и др. В 2016 году в рамках программы «Привлечение зарубежных топ-менеджеров» в университете работают в качестве проректора по стратегическому развитию - PhD доктор из Болгарии Божидара Кривирадева, в качестве проректора по инновациям и коммерциализации - PhD доктор из Италии Дэвид Л.Фусчи.

Получает развитие и внутренняя академическая мобильность. Она развивается на основе межкафедральных связей. Так, университет имеет 36 договоров с ведущими вузами страны, что позволило охватить внутренней академической мобильностью 117 студентов и магистрантов, 37 студентов прошли обучение в нашем вузе.

Выполнение параметров Болонского процесса способствует гармонизации отечественных образовательных программ с зарубежными, увеличению доли сопоставимых образовательных программ и интернационализации высшего образования. Внедрена казахстанская модель перезачета кредитов по типу ЕСTS и разработано Европейское приложение к диплому.

В университете продолжается работа, направленная на укрепление материально-технических и жилищно-бытовых  условий студентов. В 2016 году для приглашенных преподавателей открыт 26-квартирный Дом ученых. Сдано в эксплуатацию студенческое общежитие на 310 мест по ул. Акана-серэ, 24. Открыты новые учебные лаборатории: оптики и электротехники, механики и молекулярной физики, кабинет методики преподавания физики, гостиничный сервис (номера люкс и стандартный). Приобретено оборудование для оснащения уже ранее открытых лабораторий. В целях пополнения библиотечного фонда приобретено 3654 экземпляра книг, в т.ч. на государственном языке - 1670 экземпляров, электронных ресурсов - 924 экземпляра.  Издано 334 наименования учебно-методической литературы (учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы дисциплин, методические указания), из них 122 на государственном языке, 16 – на английском языке.

В университете внедрена и успешно действует система контроля качества обучения.  По результатам Независимого рейтинга вузов РК – 2015 лидирующие позиции заняли 3 специальности:

2 место

6М080600 – Аграрная техника и технология (магистратура)

3 место

5В011600 – География (бакалавриат) 

6M060600 – Химия (магистратура)

В генеральном рейтинге – 2016, проведенном Независимым Казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании, университет занимает четырнадцатое место среди многопрофильных вузов республики, по итогам рейтинга образовательных программ специальность 5В011600 – География (бакалавриат)  заняла 3 место.

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова решением Аккредитационного совета Независимого Агентства аккредитации и рейтинга (НААР) по результатам национальной институциональной аккредитации аккредитован сроком на 5 лет (сертификат №АА0016 от 21 февраля 2014 года).

По результатам специализированной аккредитации 60 образовательных программ КГУ им. Ш. Уалиханова аккредитованы сроком на пять лет:

  • 5В011700 Казахский язык и литература (бакалавриат);
  • 6М011800 Русский язык и литература (магистратура);
  • 5В011900 Иностранный язык: два иностранных языка (бакалавриат);
  • 6М011900 Иностранный язык: два иностранных языка (магистратура);
  • 5В020700 Переводческое дело (бакалавриат)
  • 5В011200 Химия (бакалавриат);
  • 6М060600 Химия (магистратура);
  • 5В011300 Биология (бакалавриат);
  • 6М011300 Биология (магистратура);
  • 5В070100 Биотехнология (бакалавриат);
  • 5В080600 Аграрная техника и технология (бакалавриат);
  • 6М080600 Аграрная техника и технология (магистратура);
  • 5В080100 Агрономия (бакалавриат);
  • 6М080100 Агрономия (магистратура);
  • 5В080800 Почвоведение и агрохимия (бакалавриат);
  • 6М080800 Почвоведение и агрохимия (магистратура);
  • 5В010100 Дошкольное обучение и воспитание (бакалавриат);
  • 5В010200 Педагогика и методика начального обучения (бакалавриат);
  • 5В010900 Математика (бакалавриат);
  • 6М010900 Математика (магистратура);
  • 5В011000 Физика (бакалавриат);
  • 5В011100 Информатика (бакалавриат);
  • 6M060200 Информатика (магистратура);
  • 5В011400 История (бакалавриат) ;
  • 6M020300 История (магистратура);
  • 5В011600 География (бакалавриат);
  • 6М011600 География (магистратура);
  • 5В012300 Социальная педагогика и самопознание (бакалавриат);
  • 5В060800 Экология (бакалавриат);
  • 6M060800 Экология(магистратура) ;
  • 6M060700 Биология (магистратура);
  • 5В012000 Профессиональное обучение (бакалавриат);
  • 5В070400 Вычислительная техника и программное обеспечение (бакалавриат);
  • 5В070700 Горное дело (бакалавриат);
  • 5В071200 Машиностроение (бакалавриат);
  • 5В071300 Транспорт, транспортная техника и технологии (бакалавриат);
  • 5В072800 Технология перерабатывающих производств (по отраслям) (бакалавриат);
  • 5В072900 Строительство (бакалавриат);
  • 5В073100 Безопасность жизнедеятельности и окружающей среды (бакалавриат);
  • 5В080200 Технология  производства продуктов животноводства (бакалавриат);
  • 5В090200 Туризм (бакалавриат);
  • 5В091200 Ресторанное дело и гостиничный бизнес (бакалавриат);
  • 5В030100 Юриспруденция (бакалавриат);
  • 5М030100 Юриспруденция (магистратура);
  • 5В020500 Филология (бакалавриат);
  • 6М020500 Филология (магистратура);
  • 6М090200 Туризм (магистратура);
  • 5В050300 Психология (бакалавриат);
  • 5В010300 Педагогика и психология (бакалавриат);
  • 6М010300 Педагогика и психология (магистратура);
  • 6М060100 Математика (магистратура);
  • 5В012100 Казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения (бакалавриат);
  • 5В070300 Информационные системы (бакалавриат);
  • 6М070300 Информационные системы (магистратура);
  • 6М010100 Дошкольное обучение и воспитание (магистратура);
  • 6М073100 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (магистратура);
  • 6М070400 Вычислительная техника и программное обеспечение (магистратура);
  • 6М010200 Педагогика и методика начального обучения (магистратура);
  • 5В010800 Физическая культура и спорт (бакалавриат).

Анализ основных проблем

Недостаточная интеграция высшего образования и науки. Отсутствие налаженного государственно-частного партнерства между властью, университетом и реальными запросами социальной и экономической сфер региона.

Не развита инфраструктура для коммерциализации результатов исследований.

Недостаток средств университета для продолжения оптимизации и оснащения материально-технической базы высокотехнологичным современным оборудованием, соответствующим международным стандартам.

Необходимость здания для модернизации Научной библиотеки университета в соответствии с современными требованиями стандартов библиотечного обслуживания.

Снижение количества (по отдельным специальностям и полное отсутствие) государственных образовательных грантов по специальностям  магистратуры и докторантуры университета.

Определены следующие концептуальные направления работы:

  • сотрудничество с Назарбаев университетом и Назарбаев интеллектуальными школами в сфере трансферта образовательных технологий;
  • совершенствование механизма развития академической мобильности студентов и преподавателей (внешней и внутренней);
  • повышение квалификации преподавателей и сотрудников университета путем научных стажировок в ведущих университетах мира;
  • обновление программ дисциплин с учётом обучения практическим навыкам и получения студентами практической квалификации, увеличение количества экспериментальных площадок вуза и филиалов кафедр, совершенствование образовательных программ с привлечением социальных партнёров и работодателей;
  • расширение спектра использования инновационных технологий обучения и потенциала онлайн-обучения;
  • расширение партнерских связей с зарубежными организациями, с ведущими вузами и НИИ ближнего и дальнего зарубежья для создания международных научно-исследовательских коллективов и осуществления совместных исследований в области фундаментальных и прикладных проблем;
  • участие в международных программах и совместных образовательных и научных проектах Европейского союза;
  • усиление профориентационной работы;
  • для интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности будет создаваться система коммерциализации научных исследований.

Оценка основных внешних и внутренних факторов

1. Внешние факторы:

  1. отсутствие целевых программ финансирования для повышения конкурентоспособности вузов;
  2. отсутствует реальное взаимодействие рынка труда и вузовской системы в подготовке кадров для инновационной экономики.

2. Внутренние факторы:

  1. слабое использование современных «управленческих инноваций»;
  2. отсутствует достаточно сильная служба трудоустройства выпускников, слабо отслеживается карьерный рост выпуснкиков вуза;
  3. контингент студентов университа неуклонно уменьшается, что свидетельствует о слабой профориентационной работе в университете.                                                                                                        

Стратегическое направление  2. Развитие науки

Развитие науки сконцентрировано на 5-ти приоритетных направлениях: интеллектуальный потенциал страны, энергетика, информационные и телекоммуникационные технологии, наука о жизни, глубокая переработка сырья и продукции. В настоящее время в КГУ им. Ш. Уалиханова успешно реализуются 2 проекта, выигранные в конкурсах МОН РК на грантовое и программно-целевое финансирование, в конкурсе МСХ РК, 1 научный проект в рамках государственно-частного партнерства. В рамках международного сотрудничества выполняются 4 научных проекта с Россией (Республика Хакасия) и Великобританией (Британский совет).

На потребности региона ориентированы прикладные научные исследования учёных Аграрно-технического института им. С.Садвакасова, на базе которого функционирует лаборатория селекции и семеноводства. В учебно-научно-производственном комплексе «Элит» нашими учеными проводились экспериментальные научные исследования по районированию более 160 сортов зерновых и масличных культур.

Результативность научных исследований преподавателей и сотрудников университета подтверждается публикациями, свидетельствами о государственной регистрации прав на объекты авторского права. В университете наблюдается увеличение активности в подготовке статей с импакт-фактором, в подготовке монографий, в получении свидетельств на авторское право. Всего в 2016 году преподавателями университета было издано 17 монографий, опубликовано 17 статей с ненулевым и высоким импакт-фактором в журналах, входящих в базу данных ISI Web of Knowledge, получено 5 свидетельств о регистрации авторских и смежных прав.

Важная «точка роста» в научной сфере университета – привлечение к научным поискам, разработкам молодёжи.

В 2016 году студенты и молодые ученые КГУ им. Ш. Уалиханова заняли 16 призовых мест в конкурсах научных работ различного уровня.

В Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ студентов участвовало 43 работы. Получено 8 призовых мест: одно - первое место, три - вторых и четыре - третьих мест.

По результатам республиканского конкурса на лучшую научную работу студентов «Ученые будущего», организованного Фондом Первого Президента Республики Казахстан, победителем стала студентка 4 курса  специальности «Агрономия» Унайбекова Айгуль.

По результатам Республиканского конкурса «Лучшая курсовая работа» среди студентов 6 вузов (Алматы, Астана, Шымкент, Кустанай, Петропавловск, Кокшетау), проведенного  Международным центром развития «Платон» в марте этого года в г.Актобе, наши студенты заняли одно – второе и два – третьих места.

В целях активизации научной деятельности и её эффективной координации в университете действуют Научно-технический совет и Совет молодых учёных и студентов, работа которых направлена на успешное развитие интеграции науки и образования в деле подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Заданы новые векторы развития науки, определенные в Стратегии «Казахстан – 2050», это:

  1. активное развитие научно-исследовательской деятельности вуза;
  2. интеграция с зарубежным научным сообществом, участие в масштабных международных проектах;
  3. реальный вклад науки в экономику, кооперация науки и бизнеса.

Определены следующие концептуальные направления работы КГУ им. Ш. Уалиханова:

  • сотрудничество с Назарбаев университетом в сфере трансферта научных технологий и опыта коммерциализации научных разработок;
  • привлечение иностранных инвестиций и бизнес-структур к финансированию научных исследований, внедрению в производство инновационных проектов;
  • коммерциализация научных разработок учёных университета, создание опытно-конструкторских организаций, технопарков, бизнес-инкубатора организаций коммерциализации научных разработок на базе вуза;
  • укрепление исследовательского потенциала университетов;
  • формирование научных школ  по приоритетным направлениям науки, обеспечение развития фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • реализация научных проектов с привлечением частных предприятий, иностранных учёных, организаций, в т.ч. с привлечением представителей казахской диаспоры за рубежом, реализация научно-технических программ;
  • налаживание связей с производством для апробирования студенческих научных разработок, с соответствующими Центрами Республики Казахстан для взаимообмена опытом в студенческой научной среде;
  • совершенствование научной и профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава через прохождение научных и производственных стажировок, курсов повышения квалификации;
  • повышение эффективности участия студентов в НИРС путём привлечения их к исследованиям по приоритетным направлениям науки; проведение мероприятий НИРС состязательного характера.

Анализ основных проблем

Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие – научные результаты не сосредоточиваются в сфере образования, в проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты.

Материально-техническая база науки является одной из важнейших составных частей научного потенциала университета, обусловливающая возможность проведения исследований и разработок. В целях улучшения научного потенциала университета необходимо значительно улучшить материально-техническую базу, содержание науки, оснастив ее современным научным оборудованием и приборами.

Современная система подготовки научных кадров через докторантуру (PhD) предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям наук для системы высшего и послевузовского образования и научной сферы. Для повышения эффективности подготовки научных кадров необходимо обучение специалистов в целевых докторантурах с учетом потребности в научных кадрах региона.

Оценка основных внешних и внутренних факторов

1. Внешние факторы:

  1. низкий объем коммерциализации научных разработок;
  2. отсутствие финансовой поддержки среди хозяйствующих субъектов региона и страны;
  3. низкий уровень научных результатов по сравнению с другими развитыми странами (по публикациям в рейтинговых научных журналах).

Внутренние факторы:

  1. возрастной контингент среди докторов и кандидатов превышает 50 лет;
  2. недостаточное материально-техническое и финансовое обеспечение научной инфраструктуры;
  3. низкая конкурентоспособность кадрового потенциала науки.

Стратегическое направление  3. Молодежная политика

Приоритетной задачей государства является создание условий для самореализации молодежи и формирование ее конкурентоспособности.

В университете разработана комплексная программа по реализации Государственной программы патриотического воспитания молодежи. Система патриотического воспитания предусматривает: изучение и пропаганду государственных символов; военно-патриотическое воспитание; повышение роли студенческих, молодежных организаций; деятельность СМИ; функционирование государственного языка; семейные ценности и др.

Ежегодно проходят мероприятия по пропаганде государственных символов РК, такие как конкурс «Лучший куратор года», «Посвящение в студенты», «День Независимости», «День учителя» и др. С участием молодежных общественных объединений и Молодежного крыла «Жас Отан» проводятся мероприятия по разъяснению содержания и применения государственной символики РК.

Проводятся специальные лекции, тематические семинары и беседы на предмет популяризации государственных символов, социологические исследования на патриотическое сознание студентов, научно-практические конференции, публикуются тематические статьи в университетской газете «Алау» и в других городских и областных СМИ.

Традиционными стали проведение Декады права, Недели правового всеобуча, встречи с представителями государственных органов и правоохранительных организаций, конференции и семинары. Постоянно работает кабинет юридической консультации для студентов. Созданы 5 информационно-пропагандистских групп из числа религиоведов и историков по профилактике религиозного экстремизма и нетрадиционных религиозных течений.

Важным направлением молодежной политики университета является поликультурное воспитание, укрепление межнационального согласия. В КГУ им. Ш. Уалиханова уже более 6 лет работает Студенческая ассамблея «Атамекен», объединяющая представителей студенчества 20 национальностей. Учитывая поликультурную среду университета факультеты, комитет по делам молодежи, студенческий деканат, межнациональный культурный центр проводят конкурсы на знание языков, выставки народного творчества, конкурсы национальных блюд и другие.

В реализации воспитательной деятельности особое место занимает поиск наиболее эффективных способов привлечения внимания студентов, пробуждение их активности и повышение результативности педагогического воздействия. Одной из форм профессиональной и творческой самореализации стал университетский фестиваль – «Шоқан жұлдыздары». За годы существования фестиваль зарекомендовал себя как знаковое событие. В серьезной конкурентной борьбе студенты стремятся проявить свои таланты по различным номинациям. «Шоқан жұлдыздары». По итогам учебного года  поощряются отличники учебы, спортсмены, студенты-активисты, бойцы строительных отрядов, участники республиканских фестивалей. В 2016 году отмечено 20 студентов, активно занимающихся общественно-культурной деятельностью.

В КГУ создано более 17 клубов по интересам, более двух десятков творческих коллективов, работающих на базе музыкально-художественной студии.

Активно развиваются такие формы студенческих организаций, как: Альянс студентов Казахстана; студенческие советы факультетов; студенческий деканат; Студенческая ассамблея народа Казахстана «Атамекен»; КВН КГУ; благотворительные фонды «Шапағат», «Қамқор»; студенческие строительные отряды, отряды «Жасыл ел»; дебатные клубы «Зияткер», «Алғыр», «Кокше»; студенческий творческий центр «Қазақ айнасы»; клуб «Қыз Жібек»; спортивный клуб «Спартак»; клуб «Шоқан аруы» и многие другие.

В университете функционирует музыкально-художественная студия, которая дает прекрасную возможность обучения в области музыкально-художественного образования, совершенствования полученных знаний, умений, навыков, воспитания эстетических чувств и потребностей, развития творческой активности, участия в межрегиональных и республиканских конкурсах. На сегодняшний день в музыкально-художественной студии действуют следующие направления: школа танцевального искусства; школа ансамбля народных инструментов; школа вокального искусства и хорового пения; школа театрального искусства.

Кроме этого, в университете оказываются консультационные, информационно-аналитические, обучающие, социальные и другие услуги для молодежи: психологическая служба; интернет-кафе; библиотечные залы; медицинский пункт «Арасан»; спортивно-оздоровительный комплекс «Тулпар»; студенческие столовые, студенческий центр питания; физкультурно-оздоровительные комплексы; предоставление скидок и льгот на посещение театров, кинотеатров, музеев и др.

Университет руководствуется принципом «Здоровый образ жизни молодого поколения – это крепкая, мужественная и красивая страна. Хорошее здоровье студента – основа отличной учебы».

В университете работает 18 спортивных секций, в которых занимается свыше 1000 студентов. Наличие современной спортивной базы позволяет КГУ проводить соревнования с участием студентов вузов города, области, республики. Ежегодно в университете проводится более 20 спортивных мероприятий, в числе которых: межфакультетская спартакиада студентов по семи видам спорта, спартакиады «Абитуриент», «Первокурсник», «Здоровье» с участием профессорско-преподавательского состава, сотрудников и магистрантов.

Свои традиции сложились в университете в сфере экологического и трудового воспитания, которое предусматривает формирование у студентов этически ответственного отношения к природе, заинтересованности в труде.

Учитывая большое социально-экономическое и политическое значение движения студенческих строительных отрядов, в целях реализации республиканской программы «Жасыл ел» в КГУ работает штаб ССО, на базе которого ежегодно формируются более десяти студенческих строительных, молодежных трудовых и педагогических отрядов, объединяющих более 800 человек.

Наряду с патриотизмом, уважением к старшим, альтруизмом студенческой молодежи прививаются такие незыблемые качества как доброта, забота, понимание, неравнодушие, готовность прийти на помощь. Студенты университета участвуют в благотворительных акциях, осуществляют шефство над детскими домами Акмолинской области.

Студентам оказывается социальная помощь по различным направлениям: это льготное проживание в общежитии, материальная помощь, льготы при культурных мероприятиях, бесплатное питание, поощрительные путевки в «Тулпар» и «Арасан».

В целях реализации государственной молодежной политики и патриотического воспитания, обеспечения широкого охвата молодежи информационной и организационной работой университетом осуществляется тесное взаимодействие с государственными органами, общественными организациями и объединениями, фондами.

Определены следующие концептуальные направления работы:

  • пропаганда и информационное сопровождение Стратегии «Казахстан-2050»;
  • формирование казахстанского патриотизма, повышение гражданской активности молодёжи;
  • формирование религиозного сознания, соответствующего традициям и культурным нормам страны, профилактика экстремизма, терроризма, национальной и конфессиональной нетерпимости;
  • пропаганда и формирование здорового образа жизни в среде студентов университета;
  • активизация студенческой деятельности по управлению вузом.

    Раздел  3. Управление рисками

Наименование возможного
риска

Возможные последствия в случае непринятия мер по управлению рисками

Мероприятия по управлению рисками

 

Внешние риски

 

Не достижение запланированных результатов в занятии топ мест в рейтингах

Низкая узнаваемость среди зарубежных вузов, отсутствие зхаинтересованности в возможном сотрудничестве

Постоянное участие в проводимых рейтингах, пониторинг и улучшение показателей при подаче заявок для участия в них, участие в проводимых конференциях и мероприятиях

Отток высококвалифицированных ППС из Университета, вызванный несоответствием повышения оплаты труда в системе высшего образования

Снижение профессиональных возможностей ППС и недостижение целей и задач Стратегии развития

КГУ им. Ш. Уалиханова

 

Рациональное использование предпринимательского статуса университета для поиска и введения дополнительных источников финансирования.

Дальнейшая дифференциация оплаты труда.

Финансовый кризис, девальвация, инфляция, постоянное увеличение стоимости обучения, низкая платежеспособность потребителей

Снижение контингента обучающихся, закрытие отдельных специальностей

Предоставление льгот по оплате за обучение.

Создание условий материального стимулирования.

Привлечение к подготовке специалистов социальных партнеров.

Слабый уровень подготовленности абитуриентов по естественнонаучным дисциплинам, в т.ч. иностранным языкам

Низкий уровень конкурентоспособности, несоответствие мировым стандартам

Организация подготовительного отделения для поступления в вуз

Проведение специализированных курсов, обучающих семинаров

Недостаточный объем коммерциализации научных разработок

Разрыв науки и практики

Внедрение ГЧП в науке

Низкая результативность НИР

Отсутствие научных разработок, новых технологий, низкий уровень инновационной активности, невозможность коммерциализации результатов

 

Совершенствование механизмов управления научными и научно-исследовательскими проектами

 

Внутренние риски

 

Устаревшая матеиально-техническая база научных лабораторий вуза

Снижение качества НИР

Оснащение научных лабораторий современным оборудованием, в том числе за счет привлечение частных инвестиций

Снижение финансирования, уменьшение государственного заказа на подготовку кадров

Снижение числа обучающихся на договорной основе

Создание системы внутренних целевых грантов университета

 

Недостаточная остепененность ППС университета

Снижение качества образования

Использование возможностей зарубежной

традиционной аспирантуры и докторантуры.

Стимулирование ППС университета к повышению профессиональной подготовки.

Повышение квалификации  ППС.

Недостаточное материально-техническое и финансовое обеспечение научной инфраструктуры.

Снижение качества предоставляемых образовательных услуг и снижение качества НИР

Совершенствование механизма управления научными и научно-техническими проектами

Увеличение финансирования науки

Усиление научно-лабораторной базы вуза

Недостаточное вовлечение молодых преподавателей и обучающихся  университета в научно-исследовательскую работу.

Ослабление вклада в инновационную деятельность молодых преподавателей и обучающихся в университете

Стимулирование молодых преподавателей к выполнению научных проектов, разработок

      Раздел  4. Стратегические направления, цели, целевые индикаторы, показатели прямых результатов

Стратегическое направление 1. Подготовка кадров с высшим и послевузовским образованием

Цель 1.1  Достижение высокого качества подготовки конкурентоспособных кадров

 

Целевые индикаторы

(КР)

Источник информации

Ед. изм

Отчетный период

Плановый период

2016 год

2017

год

2018

год

2019

 год

2020

год

2021

год

Количество трудоустроенных выпускников с высшим, послевузовским образованием

Центр карьеры

чел

1 155

1 132

1 191

1619

1813

1919

Задача 1.1.1 Подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих потребностям рынка труда

Показатели

(ПР)

Источник информации

Ед. изм

Отчетный период

Плановый период

2016 год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

Количество студентов, зачисленных на первый курс

Отчет студ. отдела

чел

1 984

2 056

2 100

2250

2350

2500

Количество магистрантов, зачисленных на первый курс

Отчет студ. отдела

чел

144

150

152

156

160

163

Количество докторантов, зачисленных на первый курс

Отчет СНиК

чел

5

6

8

10

13

15

Количество выпускников бакалавриата

Отчет студ. отдела

чел

1 226

1 146

1 197

1615

1770

1841

Количество выпускников магистратуры

Отчет студ. отдела

чел

86

112

84

90

95

110

Количество выпускников докторантуры

Отчет СНиК

чел

 

-

-

4

5

7

Количество ППС, прошедших повышение квалификации, переподготовку, стажировку, в том числе по педагогическим специальностям

Отчет отдела кадровой и правовой работы

чел

86

90

95

100

107

115

Количество ППС, прошедших повышение квалификации  за рубежом

Отчет отдела кадровой и правовой работы

 

10

12

15

18

20

25

Пополнение библиотечного фонда новыми актуальными изданиями и литературой

Отчетные данные библиотеки

ед

253444

255500

258450

260500

265450

270000

Количество филиалов кафедр университета на предприятиях

Отчёт УМСл

ед

8

9

10

11

12

13

Количество офисов для приема обучающихся за рубежом

Отчет СМСАМиП

ед

1

1

2

2

3

3

Количество иностранных студентов

Отчет студ. отдела

чел

30

39

45

50

55

60

Обеспечение безбарьерного доступа для студентов с особыми образовательными потребностями (пандусы, библиотеки, лифты, социальные объекты)

Отчет АХС

Уч.

корпус

1

2

2

3

4

4

Задача 1.1.2 Разработка конкурентноспособных образовательных программ

Показатели

(ПР)

Источник информации

Ед. изм

Отчетный период

Плановый период

2016

год

2017

год

2018

 год

2019

год

2020

год

2021

 год

Количество образовательных программ, обновляемых с учетом интересов работодателей при разработке дисциплин, направленных на развитие предпринимательских навыков

Отчёт УМСл

ед

7

8

8

10

10

11

Количество совместных образовательных программ высшего и послевузовского образования, в том числе двудипломных образовательных программ

Отчёт УМСл

ед

5

7

8

8

9

10

Количество полиязычных образовательных программ по приоритетным специальностям педагогического, естественно-научного и инженерно-технического направлений

Отчёт УМСл

ед

15

17

20

23

26

30

Обучение и стажировки в рамках международных стипендий «Болашак», ДААД, Эразмус и т.д.

Данные СМСАМиП

чел

16

18

20

25

30

35

Количество образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры, прошедших национальную специализированную аккредитацию

Данные ССПАиМК

ед

17

5

20

20

32

24

Количество образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры, прошедших международную аккредитацию

Данные ССПАиМК

ед.

6

7

9

10

12

14

Количество обучающихся, выехавших по программам академической мобильности

Отчет  СМСАМиП

чел

21

40

50

60

70

80

Привлечение ведущих зарубежных ученых и реализация образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры

Отчет СМСАМиП

чел

3

3

5

7

9

11

Количество остепененных ППС

Отчет отдела кадровой и правовой работы

чел

112

120

125

130

140

150

Количество договоров в рамках международного сотрудничества с вузами

Отчет СМСАМиП

ед

 

 

 

 

 

 

Место КГУ в рейтинге QS

Данные ССПАиМК

место

-

700+

700+

500+

500+

500+

Стратегическое направление  2. Развитие науки

 Цель 2.1. Обеспечение интеграции науки, образования и производства, создание условий для коммерциализации результатов научной деятельности

 

Целевые индикаторы

(КР)

Источник информации

Ед.

изм

Отчетный период

Плановый период

2016 год

2017

год

2018

 год

2019

год

2020

год

2021

год

 

 

 

 

 

 

Количество коммерциализированных результатов научных разработок ученых университета от общего количества научных проектов

Отчет СНиК

проект

1

1

2

3

4

5

Задача 2.1.1. Совершенствование научной деятельности университета, коммерциализация результатов. Модернизация инфраструктуры научной и инновационной деятельности 

Показатели

(ПР)

Источник информации

Ед. изм

Отчетный период

Плановый период

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

Количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов

Отчет СНиК

ед

3

6

9

12

15

20

Количество научно-исследовательских проектов, выполняемых совместно с предприятиями и бизнес-структурами

Отчет СНиК

ед

3

4

5

6

7

7

Количество ППС, научных работников, вовлеченных в НИР

Отчет СНиК

чел

59

61

64

68

70

72

Количество новых научных лабораторий, научных институтов и др.

Отчет СНиК

ед

4

5

5

6

7

8

Количество обучающихся (бакалавры, магистранты, докторанты), вовлеченных в процесс реализации научных проектов

Отчет СНиК

чел

28

31

35

40

45

52

Количество ежегодно созданных инновационных структур, научных лаборатории, технопарков, центров, опытно-конструкторских организаций

Отчет СНиК

ед

2

4

5

6

7

8

Количество преподавателей – обладателей государственного гранта «Лучший преподаватель вуза», международных грантов

Отчет СНиК

чел

4

6

6

8

9

10

Количество проектов выполняемых в рамках международного сотрудничества

Отчет СНиК

ед

5

7

10

12

15

18

Количество научных публикаций в международных индексируемых журналах с ненулевым импакт-фактором

Отчет СНиК

ед

13

16

17

20

25

30

Количество признанных научных результатов и полученных свидетельств об изобретениях/патентов и др.

Отчет СНиК

ед

27

30

34

40

48

55

 

Стратегическое направление  3. Молодежная политика

Цель 3.1 Вовлечение молодежи и укрепление духовно-нравственных ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел» и культуры здорового образа жизни

Целевые индикаторы

(КР)

Источник информации

Ед. изм

Отчетный период

Плановый период

2016 год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

 год

Активная общественная и здоровьесберегающая позиция молодежи

Отчет ОВР

чел

423

460

500

550

600

650

Задача 3.1.1. Повышение уровня духовно-нравственного, патриотического воспитания молодежи и здорового образа жизни 

Показатели

(ПР)

Источник информации

Ед. изм

Очтетный период

в плановом периоде

2016 год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

Мероприятия по формированию религиозного сознания и патриотическому воспитанию

Отчет ОВР

ед

30

32

36

36

36

36

Участие в спортивной жизни

Отчет ОВР

чел

500

530

550

580

600

620

Количество мероприятий, проведённых в рамках профилактики экстремизма, терроризма, национальной и конфессиональной нетерпимости

Отчет ОВР

ед

27

31

38

42

46

53

Количество студентов, участвующих в мероприятиях в сфере молодежной политики

Отчет ОВР

чел

423

450

500

550

600

650

Охват обучающихся деятельностью спортивных секций от общего количества обучающихся

Отчет ОВР

%

15

20

25

30

35

40

Задача 3.1.2. Развитие социальной и трудовой активности 

Показатели

(ПР)

Источник информации

Ед. изм

Отчетный период

Плановый период

2016 год

2017

 год

2018

 год

2019

 год

2020

 год

2021

год

Участие в социальных акциях, реализации программы "Жасыл Ел", ССО и других молодежных организациях

Отчет ОВР

чел

102

112

149

169

173

186

Участие в студенческом самоуправлении

Отчет ОВР

чел

110

115

120

125

130

135

Работа молодежных организаций

Отчет ОВР

ед

20

22

23

25

26

27

Цели, задачи, мероприятия для достижения прямых результатов

Цель 1. Достижение высокого качества подготовки конкурентоспособных кадров

Задача

Мероприятия для достижения прямых результатов (СР)

Ответственные

за исполнение

Подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих потребностям рынка труда

Заключение соглашений на формирование баз производственных практик между университетом, научными организациями и системообразующими промышленными предприятиями.

Центр карьеры

Обеспечение университета современным лабораторным оборудованием, в том числе с привлечением средств работодателей.

АХС

Осуществление повышения квалификации, переподготовки, стажировки ППС.

Отдел кадровой и правовой работы

Обеспечение вуза учебной, учебно-методической и научной литературой, их разработка, издание и перевод, в том числе на государственном языке.

Библиотека,

УМСл., АХС

Совершенствование организации и проведения всех видов практики, в том числе – дуальной практики

Центр карьеры

Проведение ярмарок-вакансий для трудоустройства выпускников в приоритетные секторы экономики

Центр карьеры

Разработка конкурентоспособных образовательных программ

Совершенствование образовательных программ с привлечением социальных партнёров и работодателей

УМСл., Центр карьеры, кафедры

Реализация университетом образовательных и исследовательских проектов.

 

Участие в рейтинге лучших мировых университетов.

ССПАиМК

Совершенствование механизма развития академической мобильности

ЦМСАМиП

Методическое обеспечение реализации полиязычного образования

УМСл.

Организация языковых курсов для студентов и преподавателей по программе полиязычного образования

ЦМСАМиП

Сотрудничество с Назарбаев университетом и Назарбаев интеллектуальными школами в сфере трансферта новейших образовательных технологий

УМСл.

Цель 2. Обеспечение интеграции науки, образования и производства, создание условий для коммерциализации результатов научной деятельности

Задача

Мероприятия для достижения прямых результатов

Ответственный за исполнение

Совершенствование научной деятельности университета, коммерциализация результатов. Модернизация инфраструктуры научной и инновационной деятельности

Создание университетом инновационных структур, научных лабораторий, технопарков, центров.

СНиК, АХС

Проведение научных исследований в приоритетных отраслях экономики для создания высокотехнологичных и наукоемких производств.

СНиК

Активизация деятельности ППС университета и научных работников по опубликованию статей в научных журналах с импакт-фактором.

СНиК

Содействие исследователям в коммерческом использовании результатов НИОКР.

СНиК

Привлечение бизнес-структур к финансированию научных исследований, внедрению в производство инновационных проектов

СНиК, кафедры

Создание на основе государственно-частного партнерства в университете новых специализированных лабораторий с современным оборудованием для укрепления исследовательского и образовательного потенциала

СНиК, АХС

Привлечение к выполняемым НИР студентов и магистрантов.

СНиК

Прохождение научных стажировок в рамках выполнения совместных исследований, курсов повышения квалификации.

СНиК, СКиПР

Функционирование в университете Совета молодых учёных и студентов, Научно-технического совета.

СНиК

Формирование научных школ по приоритетным направлениям науки, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований

СНиК

Выпуск «Вестника КГУ им. Ш. Уалиханова», входящего в перечень изданий, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК Республики Казахстан

СНиК

Проведение научных конференций

СНиК

Мониторинг результативности проводимых научных исследований, реализуемых научно-технических и инновационных проектов и программ на основе оценки результатов научных, научно-технических и инновационных проектов и программ (отчетов).

СНиК

Мониторинг публикаций ППС и научных работников вуза в рейтинговых научных журналах мира

СНиК

Цель 3. Вовлечение молодежи в укрепление духовно-нравственных ценностей общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік ел" и культуры здорового образа жизни

Задача

Мероприятия для достижения прямых результатов

Ответственный за исполнение

Повышение уровня духовно-нравственного, патриотического воспитания молодежи и здорового образа жизни

Создание и функционирование спортивных секций.

ОВР

Проведение конкурсов, семинаров, круглых столов по развитию гражданской активности, воспитанию молодого поколения на принципах патриотизма, взаимного уважения, честного служения Родине и своему народу.

ОВР

Проведение акций, встреч, лекций, круглых столов, конференции по развитию деятельности студенческих советов, клубов по интересам, комитетов по делам молодежи и молодежных НПО.

ОВР

Проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения среди молодежи (лекции, семинары, круглые столы, флеш-мобы, встречи, консультации и др.).

ОВР

Профилактика экстремизма, терроризма, национальной и конфессиональной нетерпимости

ОВР

Пропаганда здорового образа жизни в среде студентов университета

ОВР

Участие студентов университета в творческих конкурсах, республиканских и международных соревнованиях

ОВР

Участие в республиканском фестивале по популяризации государственных символов.

ОВР, кафедра казахской филологии

Участие в слете сельской молодежи, молодежных Дельфийских игр, круглых столах, тренингах, семинарах по вопросам молодежной политики и реализации национальной идеи «Мәңгілік ел».

ОВР

Развитие социальной и трудовой активности

Привлечение обучающихся к проведению озеленительных работ в рамках общенациональной инициативы «Жасыл ел».

ОВР

Организация работы студенческих строительных отрядов

ОВР

 Заключение

В целях реализации поставленных в настоящей Стратегии задач предполагается  разработка и утверждение соответствующих документов стратегического планирования по основным направлениям деятельности Университета.

С целью актуализации планов мероприятий Университет будет проводить выработку системы критериев оценки, мониторинг и контроль исполнения, при необходимости будут вноситься соответствующие изменения в стратегии и планы мероприятий.

Реализация Стратегии обеспечит выполнение Университетом задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым: подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, интеграция Университета в мировую образовательную среду, прорыв в качестве и результативности научных исследований и инновационных разработок, достойное позиционирование Университета  в отечественных и международных рейтингах вузов.

Перечень программных и иных нормативных правовых документов, на основе которых разработана стратегия 

1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922);

2. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;

3. Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке»;

4. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года №729 «О Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2017-2021 годы»;

5. Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы»;

6. Послание Президента Республики Казахстан  –  лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года;

7. Послание Президента Республики Казахстан  –  лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстанский путь  –  2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 18 января 2014 года;

8. Послание Президента Республики Казахстан  –  лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года;

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2016 года №243 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы».